Учебный план начального общего образования МБОУ БООШ №13 по ФГОС-2021 и ФОП 1. Пояснительная записка Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балабановской основной общеобразовательной школы №13 на 2023/2024 учебный год – сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом образовательной программы, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами. 1.1. Нормативная база: В целях организации работы МБОУ БООШ №13 при разработке учебного плана на 2023/2024 учебный год были использованы следующие нормативные документы: Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.09.2022 №371-ФЗ); Федеральный закон от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ от 23.02.2018 №Пр-328 п.1, от 20.12.2020 №Пр-2182; Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 (далее – ФГОС начального общего образования 2021 – ФГОС НОО-2021); Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №286»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 (далее – ФГОС основного общего образования 2021 – ФГОС ООО-2021); Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2022 №568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115; Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее – ФОП НОО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №992; Федеральная образовательная программа основного общего образования (далее – ФОП ООО), утвержденная приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №993; Федеральные образовательные программы: НОО, ООО, размещенные в сети Интернет на портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/); Федеральные основные образовательные программы: НОО, ООО, размещенные в сети Интернет на портале Единое содержание общего образования (https://edsoo.ru/); Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования учебников, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 №858; Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699; Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещение Российской Федерации от 02.08.2022 №653; Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23.06.2022 №3/22); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 (с изменениями и дополнениями); Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.368521); При составлении учебного плана использовались: Письмо Министерства образования и науки РФ от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"»; Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.06.2015 №НТ-670/08 «Методические рекомендации по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности»; Письмо Министерства образования России от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятий и содержанию внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; Письмо Министерства просвещения РФ от 16.01.2023 №03-68 «О направлении информации о введении федеральных основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 13.01.2023 №03-49 «О направлении методических рекомендаций по системе оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Письмо Министерства просвещения РФ от 14.02.2023 №03-287 «О направлении информации об организации изучения начальной военной подготовки в образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных программ»; Письмо Министерства просвещения РФ от 01.03.2023 №03-312 «О направлении информации о применении основной образовательной программы основного общего образования»; Письмо Министерства просвещения РФ от 03.03.2023 №03-327 «О направлении информации по введению федеральных основных общеобразовательных программ»; Учебно-методический комплекс программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» (https://орлятароссии.рдш.рф/); Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном», (https://razgovor.edsoo.ru/); Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 №03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации от 26.02.2021 №03-205 «Методические рекомендации по обеспечению возможности освоения образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану»; Письмо Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования Министерства просвещения Российской Федерации от 20.03.2023 №05-848 «Методические рекомендации реализации профориентационного минимума в общеобразовательных организациях РФ»; Учебный план является частью основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Балабановская ООШ №13 (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МБОУ Балабановская ООШ №13. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре–декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МБОУ Балабановской ООШ №13 выделено: в 1 классе – 21 час в неделю; 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. 2. 3. 4. «Русский язык и литературное чтение». «Иностранный язык». «Математика и информатика». «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». 5. 6. 7. 8. «Основы религиозных культур и светской этики». «Искусство». «Технология». «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модуль «Основы православной культуры». Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, используется: 1. на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов, курсов, модулей из перечня, предлагаемого МБОУ Балабановской ООШ №13, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: курс «Доноведение», 1-й класс (1 час в неделю), – целью курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. курс «Смысловое чтение», 2,3-й класс (1 час в неделю), целью курса является создание условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг у детей. 2. на курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МБОУ Балабановской ООШ №13, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: «Разговоры о важном», 1–4-й, 2-3-й класс (1 час в неделю); «Функциональная грамотность», 1–4-й, 2-3-й класс (1 час в неделю); «Занимательная математика», 4 класс ( 1 час в неделю); «Дебют», 1-4-й, 2-3-й класс (1 час в неделю); «Земля-наш дом», 1-4-й, 2-3-й класс (1 час в неделю); «Аппликация», 2-3-й класс (1 час в неделю); «Народные игры», 1-4-й, 2-3-й класс (1 час в неделю); «Занимательный английский», 2-3-й класс (1 час в неделю); «В мире интересного», 1.4 класс (1 час в неделю); «Орлята России», 1-4-й, 2-3-й класс (1 час в неделю); «В гостях у сказки», 1-4-й класс (1 час в неделю). В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МБОУ Балабановской ООШ №13 реализует третий час физической активности за счет внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МБОУ Балабановской ООШ №13. Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МБОУ Балабановской ООШ №13. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МБОУ Балабановской ООШ №13. В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная с 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Целями проведения промежуточной аттестации являются: - объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; - соотнесение этого уровня с требованиями обновленными ФГОС НОО; - оценка достижений конкретного учащегося, позволяющая выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности учащегося в осуществлении образовательной деятельности; - оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы; - повышение ответственности педагога за результаты обучения. Промежуточная аттестация по итогам учебного года проводится во всех классах (14 классы) по основным и дополнительным общеобразовательным программам по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю в апреле-мае в том числе при организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных технологий в соответствии с графиком без прерывания образовательного процесса и включает: - выставление годовой отметки, которая определяется как среднее арифметическое отметок за учебные периоды с учетом сотых долей, и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления; - проведение по итогам учебного года годового контрольного мероприятия. - выставление итоговой отметки за учебный год, которая определяется как среднее арифметическое годовой отметки и отметки за промежуточную аттестацию по итогам учебного года с учетом отметок за учебные периоды. Итоговая отметка «3», «4» или «5» не может быть выставлена при неудовлетворительном результате, полученном на промежуточной аттестации по итогам учебного года. Учащимся, имеющим неудовлетворительные отметки за учебные периоды по предмету, удовлетворительная итоговая отметка по этому предмету выставляется, если за годовое контрольное мероприятие он получил отметку не ниже удовлетворительной. Формы промежуточной аттестации по каждому учебному предмету отражаются в учебном плане на текущий учебный год и доводятся до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством размещения информации на официальном сайте Учреждения и на информационной доске не позднее 30 декабря текущего учебного года. Основными формами промежуточной аттестации являются: Предметные области Русский язык и литературное чтение Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика и информатика Иностранный язык (английский) Математика 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Комплексная итоговая работа на межпредметно й основе Комплексная итоговая работа на межпредметно й основе ___________ Диктант с грамматическ им заданием Диктант с грамматическ им заданием Диктант с грамматическ им заданием Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Комплексная итоговая работа на Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Итоговая контрольная работа Обществозна ние и естествознани е (Окружающи й мир) Основы религиозных культур и светской этики Физическая культура Окружающий мир Искусство Музыка Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Основы религиозных культур и светской этики ___________ ___________ ____________ Защита проекта Физическая культура Сдача нормативов/ защита реферата (для учащихся с ОВЗ, детейинвалидов, освобожденны х по медицинским показаниям) Комплексная итоговая работа на межпредметно й основе Комплексная итоговая работа на межпредметно й основе Комплексная итоговая работа Сдача нормативов/ защита реферата (для учащихся с ОВЗ, детейинвалидов, освобожденны х по медицинским показаниям) Итоговое тестирование Сдача нормативов/ защита реферата (для учащихся с ОВЗ, детейинвалидов, освобожденны х по медицинским показаниям) Итоговое тестирование Сдача нормативов/ защита реферата (для учащихся с ОВЗ, детейинвалидов, освобожденны х по медицинским показаниям) Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Итоговое тестирование Защита проекта Защита проекта Защита проекта ИЗО Технология межпредметно й основе Комплексная итоговая работа на межпредметно й основе Технология Учебный ( недельный) план начального общего образования 1-4 класс МБОУ Балабановская ООШ №13 на 2023-2024 учебный год в ФГОС-2021 и ФОП (пятидневная учебная неделя) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Всего I II III IV класс класс класс класс Обязательная часть Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык (английский) – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 – – – 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Музыка 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 Русский язык и литературное чтение Обществознание и естествознание («Окружающий мир») Окружающий мир Основы религиозных Основы религиозных культур и светской культур и светской этики этики Искусство Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: 1 1 1 – 3 Смысловое чтение – 1 1 – 2 Доноведение 1 – - – 2 Всего в неделю 21 23 23 23 90 Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 21 23 23 23 90 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на учебный период 693 782 782 782 3039 Курсы внеурочной деятельности 1,4 2,3 класс класс Всего Разговоры о важном 1 1 2 Функциональная грамотность 1 1 2 Занимательный английский – 1 1 Занимательная математика 1 – 1 Аппликация – 1 1 Дебют 1 1 2 Земля- наш дом 1 1 2 Народные игры 1 1 2 В гостях у сказки 1 – 1 Орлята России 1 1 2 В мире интересного 1 – 1 Итого на реализацию курсов внеурочной деятельности 9 8 17