Учебный план основного общего образования МБОУ Балабановской ООШ №13 по ФГОС-2021 и ФОП Пояснительная записка Учебный план основной образовательной программы основного общего образования (далее – учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МБОУ Балабановская ООШ №13 использовано на: увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, в том числе на углубленном уровне; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Учебный план общеобразовательной организации определяет формы проведения промежуточной аттестации отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы в соответствии с порядком, установленным образовательной организацией. При разработке порядка общеобразовательной организации следует придерживаться рекомендаций Минпросвещения России и Рособрнадзора по основным подходам к формированию графика оценочных процедур (от 06.08.2021 № СК228/03, № 01.169/08-01). Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной программы основного общего образования. Продолжительность учебного года на уровне основного общего образования составляет 34 недели. В МБОУ Балабановская ООШ №13 установлен режим пятидневной учебной недели. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21. Объем максимально допустимой образовательной нагрузки в течение дня в 5–6-х классах не превышает шести уроков, в 7–ом классе – семи уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: в 5-ом классе – 29 часов в неделю; 6-ом классе – 30 часов в неделю; 7-ом классе – 32 часа в неделю; Общее количество часов учебных занятий за три года составляет 3094 часов. Учебный план разработан на основе Приложения №6, варианта № 1 федерального учебного плана Федеральной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 993. Федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» применяются непосредственно при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования. Обязательная предметная область «Русский язык и литература» включает обязательные учебные предметы «Русский язык» и «Литература». Обязательный учебный предмет «Русский язык» изучается в 5 классе-5 часов, в 6 классе – 6 часов в неделю. Учебный предмет «Литература» в 5- 6 классах изучается 3 часа в неделю. Обучение в МБОУ Балабановская ООШ №13 ведется на русском языке. Учебный план не предусматривает преподавание учебных предметов «Родной язык» и «Родная литература» предметной области «Родной язык и родная литература», так как родители обучающихся в заявлениях не выразили желания изучать указанные учебные предметы. Учебный план не предусматривает преподавание и изучение предмета «Второй иностранный язык» в рамках обязательной предметной области «Иностранные языки», так как родители в заявлениях не выразили желания изучать учебный предмет. Обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) согласно ФГОС ООО входит в учебный план как обязательная предметная область (вводится поэтапно, в 2023-2024 учебном году - в 5 и 6 классах). Обязательная предметная область «Общественно-научные предметы» состоит из обязательных учебных предметов «История» (5-9 классы), «Обществознание» (6-9 классы), «География» (5-9 классы). Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественно-научные предметы» включает в себя учебные курсы «История России» и «Всеобщая история», на которые суммарно отводится по 2 часа в неделю в 5–7-х классах. Учебный предмет «География» в 5,6 классах (по 1 часу в неделю). В обязательную предметную область «Математика и информатика» включены обязательные учебные предметы «Математика» (5-6 классы-5 часов). В обязательную предметную область «Естественно-научные предметы» включены обязательные учебные предметы «Физика» (7класс-2 часа), «Биология» (5-7 классы -1 час). В соответствии с ФГОС ООО обязательные учебные предметы «Математика», «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология» изучаются как на базовом. Целью изучения учебного предмета ОБЖ на уровне основного общего образования является формирование у обучающихся базового уровня культуры безопасности жизнедеятельности в соответствии с современными потребностями личности, общества и государства, что предполагает: способность построения модели индивидуального безопасного поведения на основе понимания необходимости ведения здорового образа жизни, причин, механизмов возникновения и возможных последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций, знаний и умений применять необходимые средства и приемы рационального и безопасного поведения при их проявлении; сформированность активной жизненной позиции, осознанное понимание значимости личного безопасного поведения в интересах безопасности личности, общества и государства; знание и понимание роли государства и общества в решении задач обеспечения национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. В соответствии с обновленным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 287 (далее – обновленный ФГОС ООО), учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) не включен в перечень обязательных предметов в 5-7 классах, но может быть включен в часть учебного плана, из расчета 1 час в неделю за счет использования части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений (всего 102 часа). Также формируемая часть учебного плана включает курсы внеурочной деятельности: «Занимательный русский» изучается 1 час в неделю. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет МБОУ БООШ № 13. Развитие коммуникативных навыков, адаптации в социуме реализуются через внеурочную деятельность: сетевое взаимодействие с различными организациями дополнительного образования, школьные внеклассные мероприятия и т.п. Индивидуальные образовательные маршруты родителями (законными представителями) учащихся. обучающихся согласовываются с Одной из важнейших составляющих организации обучения на дому является самостоятельная работа обучающегося на дому, выполняемая по заданию педагогического работника, под его руководством. Содержание самостоятельной работы обучающегося на дому описано в рабочей программе по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей. Самостоятельная работа обучающихся помогает повышению эффективности обучения в овладении системой УУД. Определяя исходные положения управления самостоятельной работой обучающихся, учитывается, что обучающийся, как субъект учения через цель, заданную им учителем, сам планирует, организует и реализует процесс получения необходимого продукта, обогащая свой познавательный и личностный опыт новыми результатами – знаниями, навыками, умениями, новыми продуктами деятельности, новыми личностными состояниями. Обучающийся: планирует свои действия, то есть выбирает свои цели, определяет методы их достижения; организует, то есть объединяет свои ресурсы для решения поставленных задач; управляет своей деятельностью, то есть осуществляет самоконтроль с последующей коррекцией своих действий. Распределение часов на самостоятельную работу по предметам производится в соответствии с учебными планами общеобразовательных классов (часы, отводимые на самостоятельную работу по предмету в совокупности с часами, отводимыми на изучение предмета в учебном плане надомного обучения составляют количество часов, отводимое на изучение предмета в учебном плане общеобразовательного класса). Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с положением о текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ БООШ № 13. Объем времени, отведенного на промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным учебным графиком основного общего образования. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов представлены в таблице. Предметы, курсы Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 5–7-е Диктант с грамматическим заданием Литература 5–6-е Контрольная работа Иностранный язык (английский) 5–7-е Контрольная работа Математика 5–6-е Контрольная работа История 5–8-е Контрольная работа Обществознание 6–7-е Контрольная работа География 5–7-е Контрольная работа Биология 5–7-е Контрольная работа ОДНКНР 5–6-й Тест Изобразительное искусство 5–7-е Тест Музыка 5–7-е Тест Технология 5–7-е Тест Физическая культура 5–7-е Тест НЕДЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОЧНО-ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ на 2023-2024 учебный год (5- дневная учебная неделя) 6 КЛАСС ФРОЛОВ КОНСТАНТИН Предметные области Учебные предметы Обязательная часть 1. Русский язык и литература 2. Иностранный язык 3. Математика и информатика 4. Общественнонаучные предметы 5. Естественнонаучные предметы 6. Основы духовнонравственной культуры народов России 7. Искусство Русский язык Литература Иностранный язык Математика История География Биология Общее количество 6 3 3 Количество часов в неделю Очное Очное обучение обучение (индивидуальное) (групповое) 4 2 2 1 1 2 4 1 - 2 1 1 - 1 1 1 - - 1 ОБЖ Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Внеурочная деятельность Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные» Коррекционный курс: «Логопедические занятия» - - 1 8. Технология 9. Физическая культура и ОБЖ Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений - 5 ОРКСЭ Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Заочное обучение 1 1 - 1 1 - 1 2 2 2 2 29 14 1 15 - 1 30 14 5 2 3 1 2 1 16 -