Учебный план УО вариант1 на 2023-2024 уч. год

Пояснительная записка к учебному плану
индивидуального обучения по адаптированным основным
общеобразовательным программ для детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
вариант 1
Пояснительная записка
к учебному плану общеобразовательных учреждений Ростовской
области, реализующих адаптированную основную общеобразовательную
программу в рамках Федерального государственного образовательного
стандарта

образования

обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), для детей с легкой умственной
отсталостью, с 9- летним сроком обучения.
Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации
образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных
механизмов его реализации.
Учебный план для обучающихся разработан на основе требований
следующих нормативных документов:


Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в

Российской Федерации";


Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об

утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся

с

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями)»;
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего
образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);


Приказа Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30
1

августа 2011 г. N 1015 «Об утверждении порядка организации и
осуществления

образовательной

общеобразовательным

деятельности

программам

-

по

основным

образовательным

программам

начального общего, основного общего и среднего общего образования»;


Постановления

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 «Об утверждении САНПИН
2.4.2.3286 - 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным
программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;


Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от

26.01.2016)

«Об

рекомендованных

утверждении
к

федерального

использованию

при

перечня

учебников,

реализации

имеющих

государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»;


Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12

мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
ФГОС общего образования»;


Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от

13.10.2011 г. № 19-255 «О направлении рекомендации» (Рекомендации по
совершенствованию преподавания физической культуры в специальных
(коррекционных) заведениях);


Письма Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об

оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;


Приказа

министерства

общего

и

профессионального

образования

Ростовской области от 20.07.2012 № 668 «Об утверждении Примерного
регионального

положения

об

организации

внеурочной

деятельности

обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области».
2

Организация образовательного процесса регламентируется Учебным
планом, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются
образовательным учреждением самостоятельно.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с СанПиН
внутреннего распорядка.
В 1- 4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором
общеобразовательная

подготовка

сочетается

с

коррекционной

и

пропедевтической работой. Срок освоения адаптированной образовательной
программы начального общего образования для детей с нарушениями
интеллектуального развития 4 года.
Продолжительность учебного года:
1 класс - 33 учебные недели;
2 - 4 класс – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул не менее 30 календарных дней в учебном
году, летом - 8 календарных недель, дополнительные каникулы для первого
класса в третьей четверти - 7 календарных дней.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5
дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и
укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.
Комплектование детей в классах (группах) проводится на основании
заключения ПМПК. Количество детей в классах (группах) определяется в
зависимости от категории обучающихся согласно СанПиН 2.4.2.3286-15.
Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений, а также состоит из часов,
необходимых

для

проведения

реабилитационно

-

коррекционных

мероприятий.
Максимальный

общий

объем

недельной

образовательной

нагрузки

(количество учебных занятий) учебного плана, реализуемой через урочную и
внеурочную деятельность, не превышает
гигиенические требования к
3

максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся по классам
в соответствии с СанПиН 2.4.2.3286 -15.
Содержание общего образования умственно отсталых обучающихся
реализуется преимущественно за счёт введения учебных предметов,
обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых
образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционноразвивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической
сферы.
Примерный региональный учебный план включает обязательную
часть

учебного

плана

и

часть,

формируемую

участниками

образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей, которые должны быть
реализованы

во

всех

имеющих

государственную

аккредитацию

образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое

обеспечивает

достижение

важнейших

целей

современного

образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями):
формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;
формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Обязательная часть учебного плана включает обязательные учебные
области и коррекционно-развивающую область:
4

Предметная область: Язык и речевая практика
- Русский язык;
- Чтение (литературное чтение);
- Речевая практика;
Предметная область: Математика
- Математика (Математика и информатика)
Предметная область: Естествознание
- Мир природы и человека;
- Природоведение;
- Биология;
- География;
Предметная область: Человек и общество
- Основы социальной жизни;
- Мир истории;
- История Отечества;
- Этика;
- Обществоведение
Предметная область: Искусство
- Музыка;
- Рисование;
Предметная область: Технология
- Ручной труд;
- Профильный труд
Предметная область: Физическая культура;
- Физическая культура (Адаптивная физическая культура).
Обучение общеобразовательным предметам имеет практическую
направленность, принцип коррекции является ведущим, учитывается
воспитывающая роль обучения, необходимость формирования таких черт
характера, которые способствуют достижению
личностных результатов,
5

включающих индивидуально-личностные качества, жизненные и социальные
компетенции и целостные установки.
Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не
являются основным критерием при принятии решения о переводе
обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений. Для обучающихся с легкой
умственной отсталостью определяется два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным
предметам не является препятствием к продолжению образования по данному
образовательному маршруту. Если обучающийся не достигает минимального
уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по
рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия
родителей (законных представителей) образовательное учреждение имеет
возможность

изменения

образовательного

маршрута

обучающегося.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Трудовое обучение осуществляется исходя из региональных условий,
ориентированных
индивидуальных

на

потребность

особенностей

в

рабочих

кадрах,

психофизического

и

развития,

с

учетом
здоровья,

возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора
профиля

труда,

включающего

в

себя

подготовку

учащегося

для

индивидуальной трудовой деятельности.
Содержание и методы трудового обучения на каждом этапе должны
соответствовать возрасту обучающегося, учебным, воспитательным и
коррекционным задачам.
Нагрузка
обучающегося

для уроков физкультуры планируется для каждого
индивидуально в соответствии
с рекомендациями
6

специалистов и с учетом характера патологии и степени ограничений
здоровья.
Часть
учебного
плана,
формируемая
участниками
образовательных

отношений,

обеспечивает

реализацию

особых

(специфических) образовательных потребностей, характерных для данной
группы обучающихся. Время, отводимое на данную часть внутри
максимально

допустимой

недельной

нагрузки

обучающихся

(в

дополнительном первом и 1 классе в соответствии с санитарногигиеническими требованиями эта часть отсутствует), используется на
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих
приобретение дополнительных знаний, умений и навыков в связи

с

актуальными запросами общества.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, предусматривает:
учебные

занятия,

обеспечивающие

удовлетворение

особых

образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и
необходимую коррекцию недостатков в психофизическом, социальном
развитии;
учебные занятия для факультативного изучения отдельных учебных
предметов.
В часть, формируемую участниками образовательных отношений,
входит внеурочная деятельность.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная
деятельность

организуется

по

направлениям

развития

личности

(коррекционно-развивающее, нравственное, социальное, общекультурное,
спортивно-оздоровительное).
Коррекционно-развивающее направление является обязательным и
представлено коррекционно-развивающими занятиями:
7

ритмикой, логопедическими и психокоррекционными занятиями.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и
групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться
образовательным учреждением самостоятельно, исходя из психофизических
особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании
рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. На реализацию коррекционноразвивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества
часов, предусмотренных на внеурочную деятельность. Выбор других
направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется образовательным учреждением в рамках
общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом.
Чередование учебной и внеурочной деятельности определяется
образовательным

учреждением

самостоятельно.

Продолжительность

перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее
30 минут.

8

Учебный план для индивидуального обучения Савченко Дмитрия,
обучающегося по адаптированным образовательным программам
начального общего образования с умственной отсталостью в 2023-2024
учебном году (вариант 1)
3 класс
Образовательные области

1. Язык и речевая практика

2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство

5. Технология
6. Физическая культура

Учебные предметы

Количество
часов в
неделю

Всего

индив
идуал
ьно

самос
тояте
льно

1.1 Русский язык

3

1

4

1.2 Чтение

2

2

4

1.3 Речевая практика

1

2.1 Математика

2

3.1. Мир природы и человека

1

4.1Музыка

1

1

4.2 Рисование

1

1

5.1 Ручной труд

1

1

2

6.1 Физическая культура

1

2

3

13

8

21

Итого

1
2

4

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимая учебная нагрузка

21

Внеурочная деятельность
Коррекционноразвивающая работа

2

2

Логопедические занятия

1

1

Психокоррекционные занятия

1

1

Всего к финансированию

17

9

8

25

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».