Средства обучения и воспитания в МБОУ БООШ

Средства обучения и воспитания в МБОУ БООШ №13
Педагогическое средство – способ достижения педагогической цели.
1. Структурные элементы педагогического средства в контексте личностноразвивающего образования:
 поле жизненных коллизий и отношений, возникающих в педагогической
деятельности, среде, контактах обучающихся;
 субъективные переживания обучающимися коллизийных ситуаций, создание новых
смыслов;
 обретение и осмысление практического опыта;
 педагогическое сопровождение процесса, состоящее в организации деятельности и
отношений, поддержке собственных усилий обучающихся, их исканий, выработке
нравственно ценных видов.

2. Классификация средств обучения и воспитания
2.1.Печатные пособия
2.1.1.Таблицы и плакаты.
2.1.2.Рисунки и фотографии.
2.1.3.Портреты.
2.1.4.Карты.
2.2.Информационно-коммуникационные средства
2.1.Электронный диск (CD-ROM).
2.2.Авторские тематические мультимединые презентации.
2.3.Технические средства обучения
Компьютеры, ноутбуки, принтеры, интерактивная панель, фотоаппараты и другие.
2.4.Учебно-практическое оборудование
2.5.Натуральные объекты
3.Характеристики педагогических средств:
педагогическое средство не существует вне конкретной педагогической ситуации;
личность самого педагога;
избирательность в зависимости от ситуации;
представляет некую ситуацию как организованную совокупность факторов развития
личности, ее качеств и опыта;
 отличает деятельностная природа (принцип деятельностного подхода);
 различаются по степени непосредственности и интенсивности воздействия
обучающихся (технологии, методы обучения, педагогические приемы).





Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе
№

Название технологии

Сущность технологии

1.

Здоровьесберегающие Рассматривается как «сертификат безопасности для
технологии
здоровья»; как совокупность форм и методов
организации обучения детей без ущерба для их здоровья,
как качественную характеристику любой педагогической
технологии по критерию ее воздействия на здоровье
ребенка и педагога.
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний,
умений, навыков по здоровому образу жизни.

2.

Компьютерные
технологии обучения

Совокупность взаимосвязанных процессов переработки
информации с применением компьютерно-программных
средств. С целью информатизации образования
образовательная система насыщается компьютерами,
аудио- и видео-средствами.
Концептуальные положения:


3.

Игровые технологии

Обучение – это общение обучающегося с
компьютером.
 Принцип адаптивности: приспособления компьютера
к индивидуальным особенностям ребенка.
 Диалоговый характер обучения.
 Управляемость: в любой момент возможна коррекция
учителем процесса обучения.
 Взаимодействие обучающегося с компьютером
может осуществляться по все типам: субъект-объект,
субъект-субъект, объект-субъект.
 Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой
работы.
 Поддержание
у
обучающегося
состояния
психологического комфорта при общении с
компьютером.
Характеризуются наличием игровой модели, сценарием
игры, ролевых позиций, предполагаемыми результатами,
критериями оценки результатов работы. Цель игровых
технологий состоит в обеспечении личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и
навыков. Такая технология позволяет соединить
рациональное и эмоциональное в обучении, организовать
самостоятельную
познавательную
деятельность
обучающегося. Ее особенность – требует творческой
активности и педагога и обучающегося.

4.

Технологии
личностно
развивающего
образования

В центре всей школьной образовательной системы –
личность
ребенка,
обеспечение
комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализации ее природных потенциалов. Личность
ребенка в этой технологии не только субъект, но и
субъект
приоритетный;
она
является
целью
образовательной системы, а не средством достижения
какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в
авторитарных и дидактоцентрических технологиях).
Личностно развивающие технологии характеризуются
антропоцентричностью,
гуманистической
и
психотерапевтической направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое развитие
обучающегося.

5.

Технологии
проблемного
обучения

Предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность обучающихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развития мыслительных способностей.
Особенности содержания: проблемное обучение
основано на создании особого вида мотивации –
проблемной. Она требует адекватного конструирования
дидактического содержания материала, который должен
быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

6.

Технологии
проектного обучения

Предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность обучающихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развития мыслительных способностей.
Особенности содержания: проблемное обучение
основано на создании особого вида мотивации –
проблемной. Она требует адекватного конструирования
дидактического содержания материала, который должен
быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

7.

Технология
коммуникативного
обучения иноязычной
культуре

Целевые ориентации:



Обучение иноязычному общению
общения.
Усвоение иноязычной культуры.

с

помощью

Концептуальные положения:


Иностранный язык, в отличие от других школьных
предметов, является одновременно и целью, и
средством обучения.
 Язык-средство
общения,
идентификации,
социализации и приобщения индивида к культурным
ценностям.
 Овладение иностранным языком отличается от
овладения родным:
- способами овладения;
- плотностью информации в общении;
- включенностью языка в предметно-коммуникативную
деятельность;
- совокупностью реализуемых функций;
- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого
развития обучающегося.
Главными участниками процесса обучения являются
учитель и обучающийся. Отношения между ними
основаны на сотрудничестве и равноправном речевом
партнерстве.
8.

Технологии
уровневой
дифференциации

Технология
дифференцированного
обучения
представляет собой совокупность организационных
решений, средств и методов дифференцированного
обучения, охватывающих определенную часть учебного
процесса.
Целевые ориентации:



9.

Диалог культур





Обучение каждого обучающегося осуществляется на
уровне его возможностей и способностей.
Приспособление обучения к особенностям различных
групп обучающихся.
Целевые ориентации:
Формирования
диалогического
сознания
и
мышления, освобождение его от плоского
рационализма, монофилии культуры.
Обновление предметного содержания, сопряжения в
нем различных, не сводимых друг к другу культур,
форм деятельности, смысловых спектров.
Концептуальные идеи:
Диалог,
диалогичность
есть
неотъемлемый
компонент внутреннего содержания личности.



10.

Технология
педагогической
поддержки

Многоголосье мира существует в индивидуальном
сознании в форме внутреннего диалога.
 Диалог есть позитивное содержание свободы
личности, так как он отражает полифонический слух
по отношению к окружающему миру.
 Диалог ни есть проявления противоречий, а
сосуществования и взаимодействие никогда не
сводимых в единое целое сознаний.
 Современное мышление строится по схематизму
культуры,
когда
«высшие»
достижения
человеческого мышления, сознания, бытия вступают
в диалогическое общение с предыдущими формами
культуры (Античности, Средних веков, Нового
времени).
Технология педагогической поддержки обеспечивает
общую педагогическую поддержку всех обучающихся и
создает необходимый для этого тон доброжелательности,
взаимопонимания и сотрудничества. Это внешне
приветливое отношение учителя к обучающимся,
доверия к ним, привлечение к планированию урока,
создание ситуаций взаимного обучения, использование
деятельностного содержания, игр, различных форм
драматизации, творческих работ, позитивная оценка
достижений, диалогичное общение.
Технология направлена на индивидуально-личностную
поддержку и предполагаемую диагностику индивидуума
развития,
обученности,
воспитания,
выявления
личностных проблем обучающихся и отслеживания
процессов развития каждого ребенка.

11.

Технология
опережающего
обучения

Концептуальные положения:










Личностный подход педагогики сотрудничества.
Успех-главное условие развитие детей в обучении.
Комфортность в классе: доброжелательность,
взаимопомощь; обучающийся, у которого что-то не
получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется
отвечать, не боится ошибиться.
Предупреждение ошибок, а не работа над ними.
Последовательность,
системность
содержания
учебного материала.
Дифференциация, доступность знаний для каждого.
К полной самостоятельности – постепенно.
Через знающего обучающегося учить не знающего.
Особенности содержания:

чтобы уменьшить объективную трудность некоторых
вопросов учебной программы, учитель опережает их

введение в учебный процесс. Усвоение материала
происходит в три этапа:

12.

Технологии
модульного обучения

1. Предварительное введение первых порций будущих
знаний.
2. Уточнение новых понятий, их обобщение,
применение.
3. Развитие беглости мыслительных приемов и учебных
действий.
Подготовка кадров определенного профиля по
предъявленным заказам на основе модулей-комплексов
учебных
дисциплин,
поддерживающих
соответствующую специализацию. Это – модель
совместной деятельности учителя и обучающегося по
планированию и проведению учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для
них. Осуществлением данной технологии на начальном
этапе является дидактический модуль – проект учебного
процесса по отдельной теме курса. Отличительными
чертами такой технологии являются системность,
структурированность, воспроизводимость..

Современные образовательные технологии, используемые при изучении
иностранного языка (английского) на углубленном уровне
№

Название технологии

Сущность технологии

1.

Игровые технологии

Характеризуются наличием игровой модели, сценарием
игры, ролевых позиций, предполагаемыми результатами,
критериями оценки результатов работы. Цель игровых
технологий состоит в обеспечении личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и
навыков. Такая технология позволяет соединить
рациональное и эмоциональное в обучении, организовать
самостоятельную
познавательную
деятельность
обучающегося. Ее особенность – требует творческой
активности и педагога и обучающегося.

2.

Компьютерные
технологии обучения

Совокупность взаимосвязанных процессов переработки
информации с применением компьютерно-программных
средств. С целью информатизации образования
образовательная система насыщается компьютерами,
аудио- и видео-средствами.
Концептуальные положения:


Обучение –
компьютером.

это

общение

обучающегося

с



3.

Технологии
личностно
развивающего
образования

Принцип адаптивности: приспособления компьютера
к индивидуальным особенностям ребенка.
 Диалоговый характер обучения.
 Управляемость: в любой момент возможна коррекция
учителем процесса обучения.
 Взаимодействие обучающегося с компьютером
может осуществляться по все типам: субъект-объект,
субъект-субъект, объект-субъект.
 Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой
работы.
 Поддержание
у
обучающегося
состояния
психологического комфорта при общении с
компьютером.
В центре всей школьной образовательной системы –
личность
ребенка,
обеспечение
комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализации ее природных потенциалов. Личность
ребенка в этой технологии не только субъект, но и
субъект
приоритетный;
она
является
целью
образовательной системы, а не средством достижения
какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в
авторитарных и дидактоцентрических технологиях).
Личностно развивающие технологии характеризуются
антропоцентричностью,
гуманистической
и
психотерапевтической направленностью и имеют целью
разностороннее, свободное и творческое развитие
обучающегося.

4.

Технологии
проблемного
обучения

Предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность обучающихся по их разрешению, в
результате чего и происходит творческое овладение
профессиональными знаниями, навыками, умениями и
развития мыслительных способностей.
Особенности содержания: проблемное обучение
основано на создании особого вида мотивации –
проблемной. Она требует адекватного конструирования
дидактического содержания материала, который должен
быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

5.

Технологии
проектного обучения

Цели проектного обучения:
- способствовать повышению личной уверенности у
каждого участника проектного обучения;

- позволить каждому обучающемуся увидеть себя как
человека способного и компетентного;
- развивать у каждого ребенка позитивный образ себя и
других, умение оценивать себя;
- совершенствовать у обучающихся «командный дух» и
«чувство локтя», вдохновлять на развитие таких
социальных навыков, как коммуникабельность и умение
сотрудничать.
6.

Технология
коммуникативного
обучения иноязычной
культуре

Целевые ориентации:



Обучение иноязычному общению с
общения.
Усвоение иноязычной культуры.
Концептуальные положения:

помощью



Иностранный язык, в отличие от других школьных
предметов, является одновременно и целью, и
средством обучения.
 Язык-средство
общения,
идентификации,
социализации и приобщения индивида к культурным
ценностям.
 Овладение иностранным языком отличается от
овладения родным:
- способами овладения;
- плотностью информации в общении;
- включенностью языка в предметно-коммуникативную
деятельность;
- совокупностью реализуемых функций;
- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого
развития обучающегося.
Главными участниками процесса обучения являются
учитель и обучающийся. Отношения между ними
основаны на сотрудничестве и равноправном речевом
партнерстве.
7.

Диалог культур

Целевые ориентации:



Формирования
диалогического
сознания
и
мышления, освобождение его от плоского
рационализма, монофилии культуры.
Обновление предметного содержания, сопряжения в
нем различных, не сводимых друг к другу культур,
форм деятельности, смысловых спектров.

Концептуальные идеи:


8.

Групповые
технологии

Диалог,
диалогичность
есть
неотъемлемый
компонент внутреннего содержания личности.
 Многоголосье мира существует в индивидуальном
сознании в форме внутреннего диалога.
 Диалог есть позитивное содержание свободы
личности, так как он отражает полифонический слух
по отношению к окружающему миру.
 Диалог ни есть проявления противоречий, а
сосуществования и взаимодействие никогда не
сводимых в единое целое сознаний.
 Современное мышление строится по схематизму
культуры,
когда
«высшие»
достижения
человеческого мышления, сознания, бытия вступают
в диалогическое общение с предыдущими формами
культуры (Античности, Средних веков, Нового
времени).
Создание условий для активной совместной учебной
деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться
вместе.
Варианты обучения в сотрудничестве
StudentTeamLearning (STL, обучение в команде):
самостоятельная работа каждого члена группы
(команды) в постоянном взаимодействии с другими
членами этой же группы при работе над темой,
проблемой или вопросом, подлежащими изучению;
индивидуально-групповая работа (Student-Teams AchievementDivisions – STAD): организация работы по
формированию ориентировочной основы действий для
каждого обучающегося;
индивидуальная
работа
в
команде(TeamAssistedIndividualization
TAI):
обучающиеся получают индивидуальное задание по
результатам проведенного ранее тестирования и далее
обучаются в собственном темпе, индивидуально, но в
рамках команды;
командно-игровая работа (Teams-Games-Tournament TGT): организация групповой работы для формирования
ориентировки, но вместо индивидуального тестирования
обучающимся
предлагаются
каждую
неделю
соревновательные турниры между командами.

LearningTogether (Учимся вместе): организация
совместной работы отдельных групп и всех групп с
целью качественного усвоения всего материала;
индивидуальная самостоятельная работа:исходная,
элементарная частица самостоятельной коллективной
работы, в ходе которой каждыйобучающийся пользуется
результатами, как групповой, так и коллективной работы,
при обобщении результатов, их обсуждении и принятии
общего решения, или при работе над следующим, новым
заданием, проектом или проблемой, когда обучающиеся
используют знания, полученные и обработанные
усилиями всей группы.
9.

Здоровьесберегающие Рассматривается как «сертификат безопасности для
технологии
здоровья»; как совокупность форм и методов
организации обучения детей без ущерба для их здоровья,
как качественную характеристику любой педагогической
технологии по критерию ее воздействия на здоровье
ребенка и педагога.
Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения
здоровья, формирование у него необходимых знаний,
умений, навыков по здоровому образу жизни.

10.

Технология
языкового
самообразования

Включает обучение технике работы с различными
видами справочной иноязычной литературы, развитие
культуры работы с аутентичными материалами (включая
аудиои-видеоматериалы).

11.

Технология
критического
мышления

Создание
условий
для
формирования
умения
формулировать проблемы; структурировать материал;
работать над речью обучающихся; совершенствовать
исследовательские умения обучающихся; развивать
личностные качества: готовность к планированию,
гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои
ошибки, осознанность, поиск компромиссных решений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».