Средства обучения и воспитания в МБОУ БООШ №13 Педагогическое средство – способ достижения педагогической цели. 1. Структурные элементы педагогического средства в контексте личностноразвивающего образования: поле жизненных коллизий и отношений, возникающих в педагогической деятельности, среде, контактах обучающихся; субъективные переживания обучающимися коллизийных ситуаций, создание новых смыслов; обретение и осмысление практического опыта; педагогическое сопровождение процесса, состоящее в организации деятельности и отношений, поддержке собственных усилий обучающихся, их исканий, выработке нравственно ценных видов. 2. Классификация средств обучения и воспитания 2.1.Печатные пособия 2.1.1.Таблицы и плакаты. 2.1.2.Рисунки и фотографии. 2.1.3.Портреты. 2.1.4.Карты. 2.2.Информационно-коммуникационные средства 2.1.Электронный диск (CD-ROM). 2.2.Авторские тематические мультимединые презентации. 2.3.Технические средства обучения Компьютеры, ноутбуки, принтеры, интерактивная панель, фотоаппараты и другие. 2.4.Учебно-практическое оборудование 2.5.Натуральные объекты 3.Характеристики педагогических средств: педагогическое средство не существует вне конкретной педагогической ситуации; личность самого педагога; избирательность в зависимости от ситуации; представляет некую ситуацию как организованную совокупность факторов развития личности, ее качеств и опыта; отличает деятельностная природа (принцип деятельностного подхода); различаются по степени непосредственности и интенсивности воздействия обучающихся (технологии, методы обучения, педагогические приемы). Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе № Название технологии Сущность технологии 1. Здоровьесберегающие Рассматривается как «сертификат безопасности для технологии здоровья»; как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. 2. Компьютерные технологии обучения Совокупность взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. С целью информатизации образования образовательная система насыщается компьютерами, аудио- и видео-средствами. Концептуальные положения: 3. Игровые технологии Обучение – это общение обучающегося с компьютером. Принцип адаптивности: приспособления компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. Диалоговый характер обучения. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Взаимодействие обучающегося с компьютером может осуществляться по все типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Поддержание у обучающегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером. Характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, предполагаемыми результатами, критериями оценки результатов работы. Цель игровых технологий состоит в обеспечении личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков. Такая технология позволяет соединить рациональное и эмоциональное в обучении, организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающегося. Ее особенность – требует творческой активности и педагога и обучающегося. 4. Технологии личностно развивающего образования В центре всей школьной образовательной системы – личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Личностно развивающие технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося. 5. Технологии проблемного обучения Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей. Особенности содержания: проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Она требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. 6. Технологии проектного обучения Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей. Особенности содержания: проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Она требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. 7. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Целевые ориентации: Обучение иноязычному общению общения. Усвоение иноязычной культуры. с помощью Концептуальные положения: Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения. Язык-средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным: - способами овладения; - плотностью информации в общении; - включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность; - совокупностью реализуемых функций; - соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития обучающегося. Главными участниками процесса обучения являются учитель и обучающийся. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве. 8. Технологии уровневой дифференциации Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. Целевые ориентации: 9. Диалог культур Обучение каждого обучающегося осуществляется на уровне его возможностей и способностей. Приспособление обучения к особенностям различных групп обучающихся. Целевые ориентации: Формирования диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. Обновление предметного содержания, сопряжения в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. Концептуальные идеи: Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. 10. Технология педагогической поддержки Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру. Диалог ни есть проявления противоречий, а сосуществования и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний. Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени). Технология педагогической поддержки обеспечивает общую педагогическую поддержку всех обучающихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внешне приветливое отношение учителя к обучающимся, доверия к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение. Технология направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагаемую диагностику индивидуума развития, обученности, воспитания, выявления личностных проблем обучающихся и отслеживания процессов развития каждого ребенка. 11. Технология опережающего обучения Концептуальные положения: Личностный подход педагогики сотрудничества. Успех-главное условие развитие детей в обучении. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; обучающийся, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться. Предупреждение ошибок, а не работа над ними. Последовательность, системность содержания учебного материала. Дифференциация, доступность знаний для каждого. К полной самостоятельности – постепенно. Через знающего обучающегося учить не знающего. Особенности содержания: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов учебной программы, учитель опережает их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа: 12. Технологии модульного обучения 1. Предварительное введение первых порций будущих знаний. 2. Уточнение новых понятий, их обобщение, применение. 3. Развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Подготовка кадров определенного профиля по предъявленным заказам на основе модулей-комплексов учебных дисциплин, поддерживающих соответствующую специализацию. Это – модель совместной деятельности учителя и обучающегося по планированию и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для них. Осуществлением данной технологии на начальном этапе является дидактический модуль – проект учебного процесса по отдельной теме курса. Отличительными чертами такой технологии являются системность, структурированность, воспроизводимость.. Современные образовательные технологии, используемые при изучении иностранного языка (английского) на углубленном уровне № Название технологии Сущность технологии 1. Игровые технологии Характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, предполагаемыми результатами, критериями оценки результатов работы. Цель игровых технологий состоит в обеспечении личностнодеятельностного характера усвоения знаний, умений и навыков. Такая технология позволяет соединить рациональное и эмоциональное в обучении, организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающегося. Ее особенность – требует творческой активности и педагога и обучающегося. 2. Компьютерные технологии обучения Совокупность взаимосвязанных процессов переработки информации с применением компьютерно-программных средств. С целью информатизации образования образовательная система насыщается компьютерами, аудио- и видео-средствами. Концептуальные положения: Обучение – компьютером. это общение обучающегося с 3. Технологии личностно развивающего образования Принцип адаптивности: приспособления компьютера к индивидуальным особенностям ребенка. Диалоговый характер обучения. Управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения. Взаимодействие обучающегося с компьютером может осуществляться по все типам: субъект-объект, субъект-субъект, объект-субъект. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Поддержание у обучающегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером. В центре всей школьной образовательной системы – личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Личностно развивающие технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие обучающегося. 4. Технологии проблемного обучения Предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развития мыслительных способностей. Особенности содержания: проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной. Она требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. 5. Технологии проектного обучения Цели проектного обучения: - способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения; - позволить каждому обучающемуся увидеть себя как человека способного и компетентного; - развивать у каждого ребенка позитивный образ себя и других, умение оценивать себя; - совершенствовать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя», вдохновлять на развитие таких социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать. 6. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре Целевые ориентации: Обучение иноязычному общению с общения. Усвоение иноязычной культуры. Концептуальные положения: помощью Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения. Язык-средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям. Овладение иностранным языком отличается от овладения родным: - способами овладения; - плотностью информации в общении; - включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность; - совокупностью реализуемых функций; - соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития обучающегося. Главными участниками процесса обучения являются учитель и обучающийся. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве. 7. Диалог культур Целевые ориентации: Формирования диалогического сознания и мышления, освобождение его от плоского рационализма, монофилии культуры. Обновление предметного содержания, сопряжения в нем различных, не сводимых друг к другу культур, форм деятельности, смысловых спектров. Концептуальные идеи: 8. Групповые технологии Диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности. Многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога. Диалог есть позитивное содержание свободы личности, так как он отражает полифонический слух по отношению к окружающему миру. Диалог ни есть проявления противоречий, а сосуществования и взаимодействие никогда не сводимых в единое целое сознаний. Современное мышление строится по схематизму культуры, когда «высшие» достижения человеческого мышления, сознания, бытия вступают в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (Античности, Средних веков, Нового времени). Создание условий для активной совместной учебной деятельности обучающихся в разных учебных ситуациях. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе. Варианты обучения в сотрудничестве StudentTeamLearning (STL, обучение в команде): самостоятельная работа каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой или вопросом, подлежащими изучению; индивидуально-групповая работа (Student-Teams AchievementDivisions – STAD): организация работы по формированию ориентировочной основы действий для каждого обучающегося; индивидуальная работа в команде(TeamAssistedIndividualization TAI): обучающиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования и далее обучаются в собственном темпе, индивидуально, но в рамках команды; командно-игровая работа (Teams-Games-Tournament TGT): организация групповой работы для формирования ориентировки, но вместо индивидуального тестирования обучающимся предлагаются каждую неделю соревновательные турниры между командами. LearningTogether (Учимся вместе): организация совместной работы отдельных групп и всех групп с целью качественного усвоения всего материала; индивидуальная самостоятельная работа:исходная, элементарная частица самостоятельной коллективной работы, в ходе которой каждыйобучающийся пользуется результатами, как групповой, так и коллективной работы, при обобщении результатов, их обсуждении и принятии общего решения, или при работе над следующим, новым заданием, проектом или проблемой, когда обучающиеся используют знания, полученные и обработанные усилиями всей группы. 9. Здоровьесберегающие Рассматривается как «сертификат безопасности для технологии здоровья»; как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога. Цель: обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. 10. Технология языкового самообразования Включает обучение технике работы с различными видами справочной иноязычной литературы, развитие культуры работы с аутентичными материалами (включая аудиои-видеоматериалы). 11. Технология критического мышления Создание условий для формирования умения формулировать проблемы; структурировать материал; работать над речью обучающихся; совершенствовать исследовательские умения обучающихся; развивать личностные качества: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознанность, поиск компромиссных решений.