муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Балабановская основная общеобразовательная школа №13 «Рассмотрено» Совет школы МБОУ БООШ №13 Протокол №1 от «27» августа 2021г. «Согласовано» Педагогический Совет МБОУ БООШ №13 Протокол №1 от «27»августа 2021г. «Утверждаю» Директор МБОУ БООШ №13 _______ И.В. Сергунова Приказ № ____ от «31» августа 2021г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Индивидуального обучения обучающихся с ЗПР (очно-заочная форма) МБОУ Балабановская ООШ №13 на 2021-2022учебный год х. Таганрогский Пояснительная записка к учебному плану индивидуального обучения детей с ЗПР (очно-заочная форма обучения) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балабановской основной общеобразовательной школы №13 на 2021-2022 учебный год 1. Нормативно-правовая основа формирования учебного плана Учебный план МБОУ БООШ №13 для индивидуального обучения по очноз заочной форме в 2021-2022 учебном году разработан на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 6 ст. 41). 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г. № 1598 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ» 3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)” 4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" 5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра. 6. Федерального закона от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта». 7. Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п. 8. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016г., регистрационный № 40936). 9. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016г., регистрационный № 40937). 10. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26«Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15"Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 11. Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014 года № 253 (в редакции от 26.01.2016) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». 12.Областного закона от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ст. 7). 13.Постановления МО и ПО Ростовской области от 28.03.2014 №1 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детейинвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях». 14.Постановления МО и ПО Ростовской области от 30.07.2015 № 5 «О внесении изменений в постановление министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 28.03.2014 №1». 15.Приказа МО и ПО Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». 16.Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития; 17.«Положения об организации индивидуального обучения на дому в МБОУ БООШ №13 . 16. Устава МБОУ БООШ №13. 2. Общая характеристика учебного плана Под очно-заочным обучением понимается обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность с учетом потребностей и возможностей обучающегося при установленном соотношении учебных занятий в очной и заочной формах посредством индивидуального учебного плана. • Целью обучения учащихся в очно-заочной форме является освоение ими основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования или адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК. • Основанием для обучения в очно-заочной форме является заявление родителей (законных представителей) и рекомендации ПМПк. • Основанием для обучения в очно-заочной форме на дому является медицинское заключение с соответствующими рекомендациями. • При организации обучения в очно-заочной возможно обучение учащегося на дому и на территории школы. В индивидуальном учебном плане отражаются все обязательные предметные области соответствующего уровня образования, учебные предметы в соответствии с ФГОС. • ИУП содержит часы, отведенные на обучение в заочной форме, и часы, отведенные на обязательные занятия педагогических работников с учащимся (очная форма). • На основании заключения ПМПК обучающемуся в очно-заочной форме предоставляется услуга педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя- дефектолога, социального педагога. В отдельных случаях эта услуга может быть предоставлена на дому. 4. Форма обучения Форма обучения (очная, очно-заочная, заочная) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Учебный план индивидуального обучения по очно-заочной форме МБОУ БООШ №13 составлен на основе распределения учебной нагрузки (приложение № 3 к постановлению министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.07.2015г. № 5). Учебный план индивидуального очно- заочного обучения обучения на дому МБОУ БООШ №13 подготовлен с учетом: - требований федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312; - федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 с учетом изменений, внесенных в ФГОС НОО (приказ Минобрнауки от 31.12.2015 №1576); - федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 № 189, с учетом изменений, внесенных в ФГОС ООО (приказ Минобрнауки от 31.12.2015 №1577); - Обучение на дому осуществляется по индивидуальному учебному плану учащегося, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, медицинских рекомендаций, рекомендаций ПМПК Егорлыкского района, который согласовывается с родителями (законными представителями) и является приложением к родительскому договору. Важнейшая составляющая организации обучения на дому – самостоятельная работа учащегося на дому. В индивидуальном учебном плане предусматриваются часы самостоятельной работы, которые включаются в максимальную недельную нагрузку обучающегося. Содержание самостоятельной работы учащегося включается в рабочую программу учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей. Самостоятельная работа выполняется учащимися на дому по заданию педагогического работника. Проведение занятий возможно индивидуально на дому, индивидуально в условиях школы, либо с частичным посещением школы. Занятия, включенные в часть, формируемую участниками образовательных отношений, и в компонент образовательной организации, могут проводиться в малых группах (до 4-х человек). Определение варианта проведения занятий осуществляется по желанию родителей (законных представителей) на основе заключения медицинской организации, отсутствия противопоказаний для занятий в группе, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей учащегося. Учебный план индивидуального обучения МБОУ БООШ обеспечивает достаточный уровень подготовки учащихся по базовым предметам. 4. Структура учебного плана Учебный план индивидуального обучения на дому МБОУ БООШ №13 на 2021-2021 учебный год включает следующий вид учебного плана: 4.1. Индивидуальный учебный план для обучающихся по адаптированным образовательным программам начального общего образования с задержкой психического развития ( вариант 7.1) 1-4 класс. 4.2. Учебный план для учащихся на дому по адаптированным образовательным программам с ЗПР вариант 7.1 (1-4 класс) Различия в психофизическом развитии детей с ЗПР и соответственно в образовательных потребностях обуславливают необходимость создания нескольких вариантов учебных планов. Учебный план индивидуального обучения в МБОУ Балабановской ООШ №13 разработан для осуществления образовательной деятельности по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования для детей с ЗПР с учетом особенностей обучающихся и включает в себя 2 варианта: Вариант 7.1. – для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки. (1-4 классы). Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Вариант 7.2. - для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Достижения планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет для вариантов 7.1. и 7.2. - 20% от общего объема. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО для вариантов 7.1. и 7.2. является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы). Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Неспособность учащегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не должна служить препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме. Учебный план включает обязательную часть учебного плана и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает в совокупности величину недельной образовательной нагрузки. Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 7.1. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20% от максимального общего объема нагрузки учащихся. Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: «Русский язык и литературное чтение» (предметы: русский язык -3 часа в 1-4 классе; литературное чтение по 3 часа в 1-4-х классах); «Математика и информатика» (предмет математика по 3часа в 1-4-х классах), «Обществознание и естествознание» (предмет окружающий мир – 2 часа в 1-4-х классах); В часть, формируемую участниками образовательных отношений, включены образовательные области «Искусство» (предмет изобразительное искусство по 1 часу в 1-4-х классах); «Технология» (предмет технология в 1-4-х классах по 1 часу в неделю), способствующие усвоению полноценных жизненных компетенций и использованию полученных знаний в реальных условиях, ); «Основы религиозных культур и светской этики» (один из модулей по выбору родителей вводится в 4-ом классе 1 час ), а также коррекционные занятия по развитию речи (по 1 часу в 1-4-х классах, ) и по развитию психических и сенсорных процессов (по 1 часу в 1-4-х классах). Кроме того, учебный план включает часы социализации. Это уроки на которых ученик присутствует в классе- 1-2 класс по 3ч., в 4 классе -6ч., а также самостоятельной работы учащегося на дому: в 1 классе – 6 часов, во 2-4-х классах – по 4 часа. Часы самостоятельной работы включаются в максимальную недельную нагрузку учащегося на дому. Самостоятельная работа (домашнее задание) выполняется учащимися по заданию педагогического работника (возможно использование дистанционных технологий). Содержание самостоятельной работы учащегося на дому указывается в рабочей программе учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей. Максимально допустимая недельная нагрузка учащегося на дому в 1 классе – 21 час в неделю, во 2-4-х классах – по 23 часа в неделю. Вариант 7.2. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Количество часов, отведенных на освоение учащимися учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки. Обязательная часть примерного учебного плана начального общего образования для варианта 7.2. составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений – 20% от максимального общего объема нагрузки обучающихся. Обязательная часть учебного плана в 1 классе включает обязательные предметные области: «Русский язык и литературное чтение» (предметы: русский язык – 4 часа; литературное чтение -2 часа); «Математика и информатика» (предмет математика - 4 часа), «Обществознание и естествознание» (предмет окружающий мир – 2 часа. Кроме того, учебный план включает часы социализации. Это уроки на которых ученик присутствует в классе: ИЗО, музыка, технология по 1ч. и физическая культура -3ч. В часть, формируемую участниками образовательных отношений включаются занятия с психологом. Кроме того, учебный план включает часы самостоятельной работы учащегося на дому- 2ч. Часы самостоятельной работы включаются в максимальную недельную нагрузку учащегося на дому. Самостоятельная работа выполняется учащимися по заданию педагогического работника (возможно использование дистанционных технологий). Содержание самостоятельной работы учащегося на дому указывается в рабочей программе учителя по предмету и направлено на расширение и углубление практических знаний и умений по данному предмету, на усвоение межпредметных связей. Максимально допустимая недельная нагрузка учащегося на дому в 1 классе – 21 час в неделю, во 2-4-х классах – по 23 часа в неделю. Учебный план для индивидуального обучения Фролова Константина, обучающегося по адаптированным образовательным программам начального общего образования с задержкой психического развития, 4 класс в 2020-2021 учебном году (вариант 7.1) 4 класс Предметные области Учебные предметы Индивидуальные Работа в С/Р итого занятия классе Обязательная часть: Русский язык 3 1 4 Русский язык и литературное чтение Литература 3 1 4 Родной русский язык 0,5 0,5 Литературное чтение 0,5 0,5 на родном языке Английский язык 2 2 Иностранный язык Математика 3 Математика и информатика Окружающий мир 2 Обществознание и естествознание ОРКСЭ ОРКСЭ Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Искусство Технология Физическая культура Обязательная нагрузка учащегося Коррекционные занятия: Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура 1 4 2 1 1 1 1 1 3 11 1 1 3 10 3 11 10 3 Занятия с психологом ИТОГО Максимально допустимая нагрузка учащегося 23 23